Программа "Здоровье"

 

 Инфо ] Администрация Педколлектив ] Родителям Документы ] Казачий класс ] Здоровьесбережение ] История школы ] Советы психолога ] НПК ] Работы учителей ] Наши звездочки ] Мероприятия ] Фотогалерея ] Полезные ссылки ] РКПМО Форум Итоговая аттестация Здоровое питание

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

на 2009-2012гг.

 

Принимая человека какой он есть, мы делаем его хуже; принимая его таким, каким он должен быть,

мы помогаем ему стать таким, каким он может быть

И.В.Гете

 

с. Светлогорское

2009 г.

 

Введение.

Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. Это сохранение и укрепление здоровья обучающихся детей, формирование у них потребностей в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни, являются одной из основных задач образовательных учреждений, входят в круг обязанностей администрации, указанных учреждений и каждого педагогического работника.

В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школы, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.

Такое положение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно разностороннее различие личности. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей индивида. Она является непременным условием направленного развития и физической подготовки учащихся к жизни, оптимизации их физического состояния. Физическая культура – важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, восстановлении и развитии телесных и духовных сил. В этом проявляется ценность физической культуры для личностей и общества, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение.

Воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни, обучение учащихся приемам мобилизации и релаксации, телесного и духовного самосовершенствования, привели к необходимости пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. В свете сказанного, предмет «Физическая культура» в общеобразовательной школе, понимается как единство двух составных частей – ориентирующих детей и подростков в сфере физической культуры и творческой деятельности.

Демократизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса возможны на основе идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный

мир друг друга, совместным стремлением достижения высоких результатов в обучении и воспитании.

Основной результат овладения физической культурой – освоение базовых её основ. Базовый компонент – стабильная часть общего среднего образования.

В педагогическом плане базовый компонент является исходной точкой для организации развивающего обучения. Рациональное сочетание базовой и вариативной частей содержания физической культуры позволяет снять существующее противоречие между интересами общества и индивида, повышает значение физической культуры в воспитании здорового образа жизни и более полно удовлетворяет потребности в самопознании и самосовершенствовании.

 

Причины для введения программы «Здоровье в МОУ СОШ № 9 с. Светлогорского:

 

1.                     Недостаточная разработанность организационно-содержательных основ процесса физического воспитания ослабленных детей.

2.                     Низкие показатели, связанные с физическим здоровьем и работоспособностью учащихся.

3.                     Более 25% учащихся имеют отклонения в состоянии здоровья.

4.                     Половина детей, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, имеют различные отклонения в состоянии здоровья.

5.                     Вредные привычки.

6.                     Не все дети имеют горячее питание.

 

Пояснительная записка

1.     Паспорт программы.

Наименование программы: Программа «Здоровье» МОУ СОШ № 9     с. Светлогорского Абинского района Краснодарского края на 2005 – 2009 годы.

Назначение программы: Программа «Здоровье» СОШ № 9 является руководством в деятельности педагогического и детского коллективов, родительской общественности, основой планирования работы по данному направлению на каждый учебный год.

Программа разработана в соответствии с Концепцией и Программой развития МОУ  СОШ № 9 на 2009 – 2012 годы.

Заказчик программы: Совет школы.

Исполнители: Администрация школы, педагогический и детские коллективы школы, учреждения дополнительного образования (СДК, филиал Абинской ДМШ), подразделения методической службы, социально-психологическая служба школы.

Сроки реализации: 2009 – 2012 годы.

Главная цель программы: формирование, сохранение и укрепление психического и физического здоровья учащихся и учителей, согласованность в действиях специалистов разных профессий.

Основные функции программы:

-   сохранение физического здоровья субъектов образовательного процесса;

-   сохранение психического здоровья субъектов образовательного процесса;

-   социальная адаптированность учащихся и учителей.

 

Программа «Здоровье» является стратегическим планово-организационным документом. На основе программы должны разрабатываться:

-         планы работы МО (МО физкультуры и ОБЖ, классных руководителей);

-         планы взаимодействия с учреждениями, участвующими в образовательном процессе;

-         планы работы классных руководителей;

-         планы работы психологической службы, план физкультурно-массовой и оздоровительной работы;

 

Финансирование программы и механизм её реализации:

-         финансирование программы осуществляется за счет бюджетных средств, а также родительских и спонсорских вложений Попечительского совета школы;

-         механизм реализации программы предусматривает отслеживание промежуточных результатов на заседаниях МС, педагогического совета по итогам учебного года, а также планирование работы по реализации программы на каждый учебный год.

 

2.     Обоснование программы. Сохранение физического здоровья субъектов образовательного процесса.

Учитывая, что нарушения в состоянии здоровья учащихся часто являются причиной трудностей в усвоении учебного материала, все усилия медицинского персонала и преподавателей мы направляем на устранение из жизни школы тех факторов, которые вызывают эти нарушения или способствуют их возникновению. Стремимся использовать возможности школы для обеспечения детей и подростков должным уровнем знаний, умений, навыков и сохранения их здоровья. Придаем большое значение таким факторам, влияющим на сохранение физического здоровья, как режим работы, расписание занятий, выполнение санитарно-гигиенических норм. Учебно-трудовая нагрузка учащихся не превышает предельно-допустимой нормы. Продолжительность перемен между уроками 10 – 20 минут, две большие перемены по 20 минут для организации горячего питания.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения на уроках проводятся динамические паузы и гимнастика для глаз. В оздоровительных целях созданы условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении.

Уровень физического развития учащихся зависит от состояния физического воспитания в школе. Наряду с уроками по физической культуре в школе проводятся массовые физкультурно-спортивные мероприятия по общешкольному плану.

В школе работают спортивные секции:

-         ОФП для учащихся 7 – 11 классов;

-         баскетбол – 6, 11 классы;

-         волейбол – 9, 10, 11 классы;

-         футбол – 1 – 6 классы;

-         теннис – 1 – 7 классы.

При составлении расписания занятий учитываются особенности режима школы и используется таблица И.Г. Сивкова, в которой  трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

Таким образом, в настоящее время школа идет по пути осознанного усиления валиологического компонента в воспитательной деятельности по сохранению физического здоровья учащихся.

 

Концепция становления, развития программы «Здоровье».

Проблемное поле проекта.

По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общественное здоровье на 25% зависит от состояния окружающей среды и на 50% от образа жизни.

В начале 90-х годов социально-экономическая и экологическая ситуация привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом детского. Катастрофический демографический сдвиг привел к резкому сокращению численности населения, а также к биологической и психологической деградации. Как свидетельствует статистика, эта тенденция продолжает развиваться:

-         за последние три года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7 – 8 лет;

-         резко сократилась рождаемость, только 15% детей рождаются практически здоровыми, только 4% выпускников средних школ признаются здоровыми;

-         если в 1965 году число лиц с онкозаболеваниями составляло на  тысячу жителей 225 человек, то в 1994 году (спустя 8 лет после Чернобыльской аварии) – уже 373 человек;

-         в Россию ежегодно в воду и под землю уходит более 55 млн. тонн промышленных стоков. Поверхностное загрязнение нефтью превысило порог природной саморегуляции – предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания превышает нормальные показатели в несколько раз, некоторые из них обладают онкогенной активностью: галогеносодержащие промышленные яды, снижающие иммунитет человека, влияющие на генетический аппарат, изменяя тем самым наследственность. «Генетический груз» человечества уже превысил 2 тысячи наследственных болезней;

-         несбалансированность питания, излишнее употребление углеводистой пищи, как наиболее дешевой, способствует развитию ожирения, болезням обмена веществ, сахарного диабета, кариеса и др.;

-         недостаточность этического и эстетического воспитания является главной причиной бескультурья, приобщения молодежи к алкоголю, курению, полного безразличия к жизни. Воровство, насилие, наркомания, проституция становятся атрибутами повседневной жизни даже вполне благополучного подростка нашего поселка;

-         главной отдушиной в жизни ребенка, жаждущего общения нередко становится экранный мир, таинственный авторитет которого овладевает все больше и больше умами юной публики, распоряжается их душами. Эмоциональный взрыв, произведенный картиной, способен не только обострить душевную жизнь ребенка, ищущего и ждущего диалога, но и подтолкнуть его к неосознанным поступкам, нанося невосполнимый урон его физическому и психическому развитию, здоровью. Многочасовое сидение у экранов телевизоров и видеомагнитофонов приводит к росту заболеваний глаз, нарушениям опорно-двигательного аппарата. Результатом гиподинамии являются многочисленные невротические, сердечно-сосудистые заболевания, расстройства органов пищеварения и др.;

-         система здравоохранения демонстрирует свою неспособность исправить ситуацию. Резко ухудшилось качество медицинской помощи населению. Состояние упадка переживает и сама медицинская наука, в пропаганде здорового образа жизни крайне мало наглядности, а первичная профилактика практически отсутствует. Медицина, в силу ряда причин, становится все более лечебной, узкоспециализированной наукой. Она достаточно много накопила данных о болезнях и менее всего о здоровье.

К сожалению, вышеизложенные факты отражаются на уровне здоровья учащихся и нашей школы.

В среднем, только 10% выпускников школы относятся к категории вполне здоровых, у 15% школьников имеются нервно-психические отклонения, 50% страдают хроническими заболеваниями. Для многих детей характерны низкая сопротивляемость организма, дефицит массы тела, патология органов зрения, нарушение осанки.

 

В школе наблюдается устойчивая тенденция роста количества детей, нуждающихся в особой помощи.

1. Отягощенность хроническими заболеваниями конечно же сказывается на уровне работоспособности в течении как учебного дня, так и учебного года, при этом ухудшаются функции вегетативной нервной системы (головные боли, боли в области сердца, тошнота, вялость, рассеянность, высокая утомляемость).

2. По исследованиям социологической службы основная часть наших учащихся одной из главных жизненных способностей называет здоровье. Однако отношение к здоровью как самоценности сопровождается зачастую неумением заботиться о нем. Большинство из детей неадекватно оценивают состояние своего здоровья, слабо разбираются в вопросах здорового образа жизни и, как следствие этого, недостаточно заботятся о собственном организме.

Таким образом, проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна.

 

Формирование гипотезы.

По мнению доктора медицинских наук И.И. Брехмана, основателя науки валеологии, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье выгодно биологически – организм сохраняет более эффективно и долговременно свою природу.

Здоровье выгодно экономически – здоровые люди сохраняют трудовые ресурсы, здоровье детей определяет экономическое развитие страны, её обороноспособность, а также здоровье нации в целом.

Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребенок, взрослый человек отличается цветущим видом, привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.

Кроме того, на фоне благополучного здоровья, более эффективно достигается одна из главных задач гуманного образования – развитие природных способностей ребенка.

Итак, программа «Здоровье» будет призвана воспитывать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья.

В результате деятельности программы выпускник нашей школы в идеальном приближении будет личностью, духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и формировать его.

Отслеживание параметров здоровья планируется осуществлять поэтапно: при поступлении в школу, при окончании 3, 9 и 11-х классов.

Основным критерием эффективности деятельности программы будет состояние физиологического, психологического и социального благополучия ученика и учителя школы.

 

Стратегия и задачи программы.

Для реализации концепции программы в полном объеме, необходимо создание определенных условий, которые включают: кадровое обеспечение, научно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, финансовое обеспечение, мотивационное обеспечение.

Конкретные изменения в учебно-воспитательном процессе будут охватывать урочную и внеурочную работу в соответствии с приоритетными направлениями деятельности программы.

 

Приоритетные направления деятельности:

- учебно-воспитательная работа – научно обоснованная, строго регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно-спортивная и трудовая деятельность, которая должна способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, обеспечению правильного физического и психического развития, формированию здорового образа жизни, повышению качества образования в целом;

- диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей, изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания;

- профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-нибудь недугов – профилактика обострений и прогрессивности болезненного процесса;

- научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс, в частности, курса по валеологии и психологии для старших классов;

- информационно-просветительная работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

 

Формы деятельности:

Уроки, кружки, секции, факультативы, дни здоровья, диагностика, занятия ЛФК.

Для реализации Концепции программы в полном объеме необходимо решить следующие задачи:

- теоретические (изучение опыта работы других учреждений, нормативной литературы, проведение теоретических семинаров с сотрудниками;

- методические (корректировка ныне действующих учебных программ с учетом валеологических требований, составление и разработка специальных учебных программ по валеологии для учащихся различных возрастных групп, планирование учебно-воспитательной работы в соответствии с основными направлениями деятельности программы «Здоровье»);

- организационные (обеспечение необходимыми учебниками, методическими пособиями, наглядными раздаточными и дидактическими материалами).

 

3.     Содержание деятельности. Учебно-воспитательная работа.

- введение валеологически целесообразного режима учебных и факультативных занятий;

- организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки для учащихся первых классов с целью облегчения адаптации к новым условиям;

- валеологический анализ расписания уроков;

- валеологический анализ уроков;

- создание условий для развития индивидуальных способностей и отдыха по интересам;

- организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием на открытом воздухе;

- включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, психологии.

 

Диагностическая работа:

- создание «паспорта здоровья» школы, класса, учащегося, содержащего сведения относительно предрасположенности к тем или иным болезням, типа высшей нервной деятельности, соответствия возраста и пола уровням психического и физического развития;

- осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой).

 

Профилактическая и коррекционная работа:

- мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отоплением, вентиляцией, освещенностью, водоснабжением, канализацией;

- контроль за техническим состоянием электрооборудования, соблюдением правил его эксплуатации;

- контроль за состоянием рабочей мебели (ученические столы, стулья, классные доски), а также соответствием её валеологическим требованиям;

- мониторинг естественной и искусственной освещенности внутри учебного помещения (чистота оконных стекол, доступность проникновения солнечного света, достаточность искусственного освещения);

- плановое проведение медосмотров;

- обучение навыкам бесконфликтного общения, коррекция систем притязаний, ценностей, потребностей, образа жизни.

 

Опытно-экспериментальная и научно-методическая работа:

- проведение валеологической экспертизы всех используемых в образовательном процессе программ, методов воспитания и обучения с целью изучения влияния на самочувствие и здоровье учащихся.

 

Информационно-просветительская работа:

- организация лекций, семинаров на валеологические темы;

- проведение дня здоровья.

 

Ожидаемые результаты:

- снижение количества физически и психически слабых детей;

- снижение уровня антисоциального поведения учащихся.

 

4.     Направление реализации программы и ожидаемые результаты.

1.     Сохранность жизни учащихся: соблюдение техники безопасности в урочной и внеурочной деятельности учащихся 1 – 11 классов; пропаганда здорового образа жизни, безопасность условий жизнедеятельности; профилактика массовых заболеваний; экологическое воспитание детей; организация горячего питания в школе; соблюдение правил санитарии и гигиены в школьном здании.

2.     Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде с целью воспитания психически и физически здорового , личностно развитого человека, способного самостоятельно справиться с проблемами, без приема ПАВ, пропаганда здорового образа жизни и применение социально-психологического тренинга; профилактическая работа с родителями учащихся; воспитательно-педагогическая работа с детьми; профилактическая антинаркологическая работа в сфере досуга; объединение  усилий учреждений образования, культуры, спорта, ОППН, родителей, общественности в профилактике негативных явлений среди учащихся.

3.     Санитарно-просветительская работа медицинской сестры школы с целью пропаганды здорового образа жизни, профилактики травматизма, переутомления, навыков гигиены, полового воспитания мальчиков и девочек, развитие навыков оказания первой помощи при травмах.

4.     Психолого-педагогическая служба школы: психологическая профилактика адаптивных групп, лекторий для родителей и учителей, организация психолого-педагогического сопровождения учащихся группы риска, диагностика личности ребенка и детского коллектива, социологические опросы для определения индекса комфортности детей в школе, тренинги бесконфликтного общения детей и взрослых.

5.     Военно-патриотическое и оборонно-спортивное воспитание: организация соревнований, мероприятий допризывной молодежи, подготовка к 63-летию Великой Победы; привитие чувства патриотизма и гордости за подвиги старших поколений, преемственность в деле защиты Родины; развитие навыков начальной военной подготовки для службы в Вооруженных силах; привлечение подростков группы риска к различным формам военно-патриотического и оборонно-спортивного воспитания.

6.     Физкультурно-массовая и спортивная работа: максимальный охват учащихся различными формами физкультурно-массовой и спортивной работы, в том числе подростков группы риска; пропаганда здорового образа жизни; мониторинг здоровья детей в паспорте здоровья в Аналитических тетрадях классного руководителя, участие в районных спортивных соревнованиях, организация работы органов самоуправления (Совета физоргов).

7.     Педагогика и психология населения в образовательном процессе школы: реализовать план выполнения рекомендации августовской конференции педагогических работников Абинского района «Педагогика и психология населения» в образовательном процессе; создать психологический комфорт пребывания учащегося в классе, школе; преодолевать тревожность, страх, чувство неполноценности у учащегося; реализовать принципы позитивного общения у воспитанников, а также учителей, родителей; исключить формы принуждения, унижения достоинства ребенка при взаимодействии детей и взрослых в школе, дома..

 
Hosted by uCoz